В Мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» в Крыму состояась пресс-конференция, приуроченная Всемирному дню безопасности пациента. Минздрав России совместно с Росздравнадзором и представительством Всемирного организации здравоохранения запланировали ряд акций и мероприятий для повышения глобальной осведомленности о безопасности пациентов.
Также в работе пресс-конференции приняли участие руководитель Территориального Росздравнадзора по РК и г. Севастополю Василий Климов, заместитель министра здравоохранения РК Антон Лесковский, директор медицинской академии КФУ имени Вернадского Евгений Крутиков.
На пресс-конференции обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности пациентов на территории Республики Крым. Что нужно для предоставления безопасной медицинской помощи? Что для него стало приоритетом в условиях пандемии? Каков уровень информированности пациентов в этом вопросе? Какие мероприятия пройдут в этом году, посвященные этому дню?
Андрей Карпеев отметил, что территориальный фонд в соответствии с действующим законодательством, осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, том числе на защиту прав застрахованных граждан. Основной задачей работы Фонда является улучшение доступности и высокое качество оказания медицинской помощи жителям Крыма. Эта задача достигается посредством работы с обращениями граждан, которые поступают в единый контакт-центр. По обращениям проводятся медико-экспертные контрольные мероприятия. Сформирован координационный совет, выполняющий функцию совещательного органа по защите прав застрахованных.
Всего за 8 месяцев 2020 года в фонд и страховые компании поступило более 50 тысяч обращений застрахованных граждан. По сравнению с 2019 годом за аналогичный период, таких обращений было 32 тысячи. Рост обращений в этом году связан с повышенной эпидемиологической обстановкой на территории Республики Крым, так как достаточно большое количество поступающих обращений связаны с вопросами новой короновирусной инфекции.
Поступают в фонд и жалобы. Всего за прошедший период поступило 500 жалоб – это 0,01% числа зафиксированных обращений. Из них обоснованными являются 50% жалоб. По всем обоснованным жалобам проводятся контрольные мероприятия в медицинских организациях. Характер жалоб больше связан со сложностью или невозможностью получения той или иной медицинской услуги, диагностических исследований, КТ, МРТ, лабораторных исследований, а также с посещением некоторых узких специалистов.
В систему контакт-центра включена функция, позволяющая путем нажатия одной кнопки, переключаться на горячие линии Минздрава РК или Росздравнадзора в том случае, если вопрос не входит в компетенцию ТФОМС. Кроме этого в 2016 году был включен личный кабинет пациента, дающий возможность застрахованным гражданам видеть объем и стоимость оказанной медицинской помощи. Это позволяет подтвердить или опровергнуть обеспечение медицинской услуги. В случае неподтверждения оказываемых медицинских услуг, ТФОМС проводятся контрольные мероприятия в медицинских организациях. Таким образом, застрахованные граждане являются помощниками в этой работе. За истекший период ресурс посетило более 16 тысяч человек, в том числе воспользовались возможностью подтверждения или опровержения более 2 тысяч.
Фондом проводятся контрольно-экспертные мероприятия. Тематика мероприятий определяется, исходя из тех случаев, где наибольшая вероятность случаев с летальным исходом или случаев повторной госпитализации с одним и тем же классом заболевания, или в случаях возникновения внутрибольничной инфекции.
За прошедший период проведено более 130 тысяч экспертных мероприятий, из которых дефектными признаны порядка 40%. Но не каждый случай является нарушением качества оказания медицинской помощи. Есть неполное заполнение медицинской документации, также не выполнение стандартов и порядков оказания медицинской помощи в том объёме, но не повлиявшее на состояние здоровья.
Все материалы по обращениям граждан систематизируются, анализируются и по результатам контрольных мероприятий формируются акты проверок, которые предоставляются в медицинские организации. Медицинские организации формируют план устранения замечаний и нарушений, эта информация анализируются. Такие аналитические материалы предоставляются в Минздрав и рассматриваются на ежемесячных заседаниях координационного совета (КС), где формируются протокольные поручения, обязательные для исполнения всех участников. КС позволяет определять риски и принимать своевременные управленческие решения. На этой площадке объединены все учреждения, заинтересованные в качестве и доступности оказания медицинской помощи застрахованным гражданам Крыма.
«Хочу отметить, что за прошедший период проведение контрольно-экспертных мероприятий позволило улучшить такие показатели, как: доля профильной госпитализации у пациентов с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения до 96%, произошло снижение преждевременной выписки пациентов в 3 раза, нарушения преемственности в 2 раза, а также непрофильная госпитализация снизилась в 3 раза», – подчеркнул Андрей Карпеев.
Поскольку своевременно была сформирована база данных застрахованных граждан, имеющих заболевания с риском для жизни, и она была передана в медицинские организации Крыма, им оказывается своевременная квалифицированная медицинская помощь. Поэтому всплеск роста заболеваемости не наблюдается, т.е. остается на уровне прошлого года. Регулярный анализ потребления медицинской помощи и своевременное принятие решений позволяет избежать критических ситуаций.
Резюмируя свое выступление, он посоветовал застрахованным гражданам придерживаться рекомендаций, которые им предлагают Росздравнадзор, Роспотребнадзор и другие медицинские организации.