На пленарном заседании Государственной Думы 21 октября принят в первом чтении законопроект № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Внесенный в бюджетном пакете, он вызвал активную дискуссию среди участников страхового рынка и оживленное обсуждение на заседании палаты.
Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Елена Чернякова ознакомила парламентариев с концепцией законопроекта. В базовой программе ОМС предусматривается выделить в отдельный сегмент специализированную медицинскую помощь, которая оказывается федеральными медицинскими организациями в условиях круглосуточных и дневных стационаров. «Правительство будет устанавливать нормативы объемов и финансовых затрат, определять порядок формирования тарифов на медицинскую помощь, оказываемую федеральными учреждениями. Оплата будет осуществляться Федеральным фондом обязательного медицинского страхования с учетом контроля объемов и сроков оказания медпомощи, а экспертизу качества оказания медпомощи будут проводить, как и сейчас, независимые эксперты качества», - озвучила Елена Чернякова.
Кроме этого, в законопроекте предусматривается уменьшение норматива отчислений на ведение дела страховыми медицинскими организациями с 1–2% сегодня до 0,5–1% в следующих периодах.
С содокладом выступил Председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов. Он проинформировал депутатов о единогласной поддержке концепции законопроекта членами Комитета от разных фракций.
«Важнейший законопроект! Год за годом мы отстаивали необходимость развития федеральных медицинских организаций и университетских клиник, отдавая себе отчет, что они не только являются драйверами развития высокотехнологичной медицины, но и сосредоточием образования студентов медицинских вузов, подготовки врачей, проведения клинических исследований и научных изысканий.
В реальности же федеральные организации, включая университетские клиники, финансируются регионами чаще всего «по остаточному принципу» в рамках территориальных программ ОМС. Нет возможности по-настоящему развивать материально-техническую базу, заработные платы сотрудников в разы меньше таковых в городских и областных больницах…стали уходить высококвалифицированные кадры. Необходимость конкурировать в рамках ОМС с городскими и областными учреждениями сместила акценты в стратегии развития любой федеральной организации с совершенствования высоких технологий на «необходимость зарабатывать.
Я уже не говорю о научных исследованиях, снижении уровня оказания медицинской помощи, научных школ.
Коллективы крупных университетских клиник Москвы, Казани, Саратова, Томска, Уфы ставили перед нами, законодателями, задачи поддержки федеральных медицинских организаций.
Считаем правильной такую формулу: «федеральным клиникам – федеральное финансирование и федеральный контроль». Университетские клиники должны соответствовать самым высоким требованиям, должны, как и медицинские университеты, стать центрами принятий стратегических решений по здравоохранению в регионах. Дать средства, создать условия, обеспечить спрос. Вот таким нам видится этот законопроект.
А, самое главное - выиграют граждане! Субъекты РФ смогут направлять в федеральные учреждения своих жителей для получения не только ВМП, но и обычной специализированной медицинской помощи бесплатно, не отвлекая средства субвенции. Это будет оплачено федеральным источником. Доступность медицинской помощи в федеральных центрах для граждан повысится», - доложил Дмитрий Морозов, обосновывая позицию Комитета.
По вопросу уменьшения норматива отчислений на ведение дела по ОМС для страховых медицинских организаций парламентарий отметил: «Мы неоднократно, поддерживая страховой принцип медицины и необходимость ее развития, призывали страховые медорганизации наполнить свой функционал - интенсивнее развивать институт страховых представителей, совершенствовать экспертизу качества, становиться истинными пейсмекерами, посредниками, между пациентом и врачом, защищая интересы обеих сторон».
По мнению главы Комитета, «не вызывают также сомнений системные решения в законопроекте - продление до 2023 года мероприятий «по ликвидации кадрового дефицита в первичном звене» и «по стимулированию за выявление ранней онкологической патологии».
От имени своих фракций законопроект поддержали член Комитета Николай Осадчий (КПРФ), первый заместитель председателя Комитета Федот Тумусов («Справедливая Россия»). От фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» выступила первый заместитель председателя Комитета Наталья Санина, подчеркнув, что «новый механизм финансирования федеральных клинических центров должен отвечать не интересам страховых организаций, или Фонда, или самих ФГУ, а только интересам пациента. Фракция обеспечит парламентский контроль своевременной разработки нормативной базы и мониторинг практического применения нововведений».