Пациент в сети. Пять главных вопросов про электронный полис ОМС

Пациент в сети. Пять главных вопросов про электронный полис ОМС

Два месяца прошло с тех пор, как в России стали оформлять электронный полис ОМС. По данным Минцифры России, только за январь 2023 года воспользовались сервисом получения цифрового полиса 1,5 млн россиян. А как его оформить и надо ли вообще это делать, разбирался aif.ru.

Как говорят все, кто уже начал использовать электронный полис, на самом деле это очень удобная услуга. И она наверняка от месяца к месяцу будет все более востребованной. Эксперты полагают, что электронный полис пациенты быстро «распробуют», ведь реальные бумажные документы мы часто теряем, забываем, они подвержены износу. Смартфон же большинство людей бережет как зеницу ока, он всегда с вами. В него как раз и можно сохранить ваш электронный полис.

Эксперты ОМС ответили на основные вопросы о том, как получить цифровой полис и как им пользоваться.

Вопрос 1. Можно ли не иметь бумажного или пластикового полиса? Достаточно ли наличия электронного документа?

Цифровой полис совершенно равноценен полису ОМС на бумажном или пластиковом носителе. В нем, как и в бумажном, записаны:

— выписка из единого регистра застрахованных лиц сведений о полисе;
— штриховой код (графическая информация в кодированном виде);
— единый номер полиса из 16 цифр (ЕНП).

Кстати, выданные ранее бумажные и пластиковые карты действительны, ими можно пользоваться бессрочно — по закону документы не требуют замены, однако их можно получить в электронном виде по желанию. Теперь пациенты могут пользоваться как цифровым полисом, так и полисом старого — бумажного — образца. При обращении в поликлинику можно предъявить карточку ОМС или показать цифровой полис, скачанный на смартфон. Так должно быть в теории. На практике пока еще бывают некоторые трудности. «Поисковые и информационные системы медучреждений страны отличаются по своему оснащению. Не все еще до сих пор обеспечены полноценной программой для считывания штрих-кода со смартфона. Поэтому пока иногда требуется введение цифрового кода (ЕНП) в обычном, ручном режиме в регистратуре поликлиники. Но его как раз можно увидеть в своем электронном полисе», — объяснят эксперт рабочей группы по развитию ОМС Всероссийского союза страховщиков, советник генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Михаил Пушков.

Вскоре это неудобство будет преодолено. Но и сегодня никаких проблем с отсутствием бумажных/пластиковых документов нет, медпомощь оказывается обладателям электронных полисов в полном объеме.

Вопрос 2. Как и где оформить цифровой полис?

Для оформления достаточно иметь на портале «Госуслуг» подтвержденный аккаунт.

Необходимо:

— открыть страницу сервиса;
— в меню выбрать вкладку «Документы»;
— во вкладе «Документы» слева выбрать раздел «Здоровье»;
— на открывшейся странице вверху выбрать раздел «Получите данные о своём полисе ОМС...» и нажать кнопку «Запросить» (максимальный установленный срок для получения услуги — пять дней, но на практике уже через 15 минут после запроса услуги пациент получает цифровую копию полиса ОМС);
— скачать и сохранить документ на смартфон.

Вопрос 3. Можно ли получить пластиковый или бумажный полис ОМС вместо электронного?

С 1 декабря 2022 года полисы ОМС на бумажных или пластиковых носителях не выпускаются. Однако тем, кто не зарегистрирован на портале «Госуслуг», предоставлено право получить данные полиса в форме выписки. Это можно сделать в страховой медицинской организации, где пациент ранее был зарегистрирован.

Вопрос 4. Какие действия можно выполнять с полисом ОМС дистанционно?

При наличии электронного полиса теперь можно, не выходя из дома:

— поменять регион страхования при переезде;
— сменить страховую организацию;
— получить справку об оказанных услугах по ОМС.

Последняя услуга позволяет проверить, действительно ли вы получали медицинскую помощь в объеме, поданном на оплату медорганизациями за конкретные даты с конкретным диагнозом.

Вопрос 5. Зачем и как часто можно менять страховую?

Как разъясняют эксперты, имеется несколько причин для смены страховой медицинской организации. Первая причина. Поиск более эффективной страховой компании и возможность получить защиту своих прав в лице страховой медицинской организации. «Страховые представители призваны дать все возможности застрахованным обеспечить права бесплатно получить максимально качественную помощь в кратчайшие прописанные в законе сроки, — объяснила aif.ru заместитель генерального директора страховой медицинской организации “Капитал-МС” Елена Третьякова. — И если у пациента есть сомнения в том, что он имеет эту возможность, более того, если он подозревает, что его права нарушены, то звонок в СМО поможет разрешить все сомнения. Согласно статистике, 98% обращений в кол-центры быстро разрешают все проблемы». Но вот если страховая помочь не смогла, то проще всего поменять ее на другую — более эффективную.

Вторая причина. Смена места жительства. Право поменять компанию пациент имеет один раз в год. Как сказано выше, смену можно произвести в своем аккаунте на портале «Госуслуг» с информацией о цифровом полисе.

Если возникают проблемы с получением цифрового полиса ОМС, самый простой и быстрый способ решить эту проблему, как и в случае с трудностями, связанными непосредственно с самой медпомощью, — обратиться в свою страховую компанию.

Вернуться к новостям Источник воскресенье, 19 марта 2023