14.10.2020 Сегодня Комитет Государственной Думы по охране здоровья на своем заседании рассмотрел законопроекты из бюджетного пакета на 2021 - 2023 годы. В заседании приняли участие Министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Мурашко, представители профильных министерств и ведомств, Счетной палаты Российской Федерации, Комитета Совета Федерации по социальной политике, Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, Всероссийского союза страховщиков, Банка России. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» представила директор Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина России Светлана Гашкина, отметив, что здравоохранение остается в числе важнейших приоритетов. На государственную программу «Развитие здравоохранения» запланировано почти 858 млрд рублей в 2021 году, более 855 млрд в 2022 году и более 816 млрд рублей в 2023 году. «Расходы на лекарственное обеспечение не подлежали сокращению. На лечение 14 высокозатратных нозологий предусмотрено 64 млрд в 2021 году и 66,9 млрд рублей ежегодно в 2022-2023 годах. Проиндексирован норматив финансовых затрат на обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий граждан с 860,6 рублей до 886,4 рублей, объем субвенций регионам на эти цели увеличится на 1,03 млрд рублей и составит 38,8 млрд рублей ежегодно. Зарезервированы ассигнования на лечение детей с тяжелыми редкими заболеваниями по поручению Президента: в 2021 году 60 млрд рублей, в 2022 году – 64 млрд, в 2023 году – более 68 млрд рублей. На модернизацию первичного звена здравоохранения будет выделяться 90 млрд рублей ежегодно», - раскрыла основные показатели бюджета Светлана Гашкина. Заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Наталья Хорова обратила внимание на то, что в бюджете увеличены расходы на инвестиции, что позволит осуществить строительство и реконструкцию около 80 объектов. Параметры госпрограммы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» представил директор одноименного Департамента Минпромторга России Алексей Алехин, отметив, что продолжится финансирование венчурного фонда, целого ряда инвестиционных объектов, в том числе Московского эндокринного завода; на 2,6 млрд рублей увеличены ассигнования на реализацию проектов по разработке лекарственных препаратов и медицинских изделий в 2021 году. Заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации Галина Изотова обратила внимание на снижении доли в ВВП совокупных расходов на здравоохранение с 4,1% в 2020 году до 3,6% в 2023 году. Ее поддержал член Комитета по охране здоровья Николай Осадчий. Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Дмитрий Морозов пояснил, что в абсолютных цифрах государственные расходы на здравоохранение из всех источников растут, а в процентах от ВВП происходит снижение, исходя из соответствующих прогнозов. Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Елена Чернякова доложила о проекте бюджета Фонда на трехлетний период. Общий объем расходов бюджета Фонда планируется на 2021 год – 2,55 трлн рублей, на 2022 год – 2,66 трлн рублей, на 2023 год - 2,8 трлн рублей. «В проекте Программы госгарантий несколько увеличиваем объемы в части онкологии (на 20 млрд руб. по сравнению с 2020 годом), на все дорогостоящие исследования, предусматриваем дополнительный объем тестирований на ковид перед плановой госпитализацией», - пояснила Елена Чернякова. Заместитель председателя Комитета по охране здоровья Николай Говорин задал вопрос о помощи регионам в связи с тем, что у медорганизаций в период пандемии выросли расходы на дополнительные объемы помощи и образовались выпадающие доходы, выросли долги. Елена Чернякова проинформировала: «Субъектам РФ уже выделено 42 млрд рублей на дополнительные расходы. Также были установлены особенности реализации базовой программы ОМС и сегодня в счет выпадающих доходов в клиники поступило более 25 млрд рублей». Подводя итоги обсуждения, глава Комитета Дмитрий Морозов, подчеркнул: «Наша обязанность - последовательно отстаивать рост бюджета здравоохранения. Президент поставил задачу достичь уровня расходов на здравоохранение до 5% к ВВП и все мы – общество, депутаты, сенаторы –шаг за шагом должны прилагать усилия, чтобы бюджет здравоохранения стал бюджетом развития. Важно подавать информацию не в миллиардах рублей, а в спасенных жизнях, показывать, куда и на что тратятся деньги. По лекарственному обеспечению маяк, который определяет наше движение вперёд, - это переход к лекарственному страхованию и финансированию лечения конкретной болезни. Необходимо последовательно увеличивать заработные платы медицинских работников. Сейчас делаем важный шаг к отраслевым системам оплаты труда. Следующий шаг - увеличить сам фонд оплаты труда, чтобы зарплата врача отличалась от зарплат других сотрудников так же, как отличаются зарплаты военных или полицейских. По вакцинопрофилактике стоит задача расширения Национального календаря, например, депутат Константин Затулин поднимает проблему очага ротавируса в Краснодарском крае и предлагает разработать соответствующую вакцину. Возможно мы не отстоим все позиции сегодня, но каждый день будем двигаться к бюджету развития». Еще один законопроект из бюджетного пакета с изменениями в законодательство об обязательном медицинском страховании направлен на обособленное финансирование федеральных медицинских организаций в рамках базовой программы ОМС и снижение нормативного размера средств, которые предоставляются страховым медицинским организациям на ведение дела. Концепция законопроекта вызвала активную дискуссию со стороны представителей страхового рынка и их регулятора. Позицию Минздрава России обосновал Министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Мурашко, предложив провести отдельное обсуждение спорных вопросов на площадке Государственной Думы с участием страховых медицинских организаций, Национальной медицинской палаты, главных врачей. По итогам обсуждения Председатель Комитета обратил внимание коллег на то, что главное в системе обязательного медицинского страхования – это помощь пациентам. «Необходимо исходить из того, что в настоящее время федеральные университетские клиники в регионах финансируются по остаточному принципу, не могут проводить научные исследования, теряют высококвалифицированные кадры. Формула такая: федеральным клиникам – федеральное финансирование и федеральный контроль. Концепция законопроекта – это совершенствование системы ОМС. Главное, что субъекты РФ смогут направлять в федеральные учреждения своих жителей для получения не только ВМП, но и обычной специализированной медицинской помощи бесплатно», - подчеркнул Дмитрий Морозов. Комитет поддержал бюджетный пакет законопроектов. В ходе заседания были также рассмотрены законопроекты, касающиеся правового регулирования лекарственного обеспечения, ограничения потребления алкоголя, охраны здоровья населения от табачной продукции. http://www.komitet2-2.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/23968081/